Пикеты проводятся, когда на подготовку митинга не хватает времени и сил. Митинг или демонстрацию из трех человек представить трудно, а пикет - можно.
Главной задачей пикета является воздействие на общественное мнение через СМИ.
Только в населенных пунктах с населением до 200 тысяч человек пикеты способны эффективно напрямую воздействовать на массового избирателя.
При подготовке большинства пикетов возникают проблемы именно с получением разрешения на место пикетирования.
Так как пикет - это, как правило, стоячая демонстрация протеста против заявлений, действия или намерений какого либо общественного (государственного) института, то проведение его традиционно максимально эффективно именно у здания, занимаемого этим органом власти и т.п.
Так как местные власти в большинстве случаев не дают разрешения на проведение пикетов, то главные проблемы в ходе подготовки возникают у орговиков (юридические и с подбором участников) и специалистов по СМИ.
При оперативных действиях МВД по пресечению пикета, он может продолжаться меньше минуты. Все это время необходимо вести непрерывную фото и видеосъемку (иногда скрытую от МВД) для СМИ.
Своей эффективности пикет достигает, если удается добиться его освещения в СМИ.
Зрелищный разгон пикета и задержание участников хорошо смотрятся на "картинке". Сопутствующий скандал, как правило, снижает эффективность митинга, но эффективность пикета увеличивает.
Крайне важно также подготовить эффектные небанальные короткие лозунги, которые будут хорошо смотреться на фото.
Разновидностями пикетов являются так называемые "сидячие" демонстрации, "цепочки протеста" и т.п. Массовые голодовки, проводимые в общественных местах, также являются разновидностью пикетов.